Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Дата: 13 декабря 2017 в 15:51
Автор: Шутова Э. П.

СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ

«Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты,

вращаются все другие формы учебных занятий»

 Н.М. Верзилин

Как свидетельствует практический опыт работы молодых учителей, основные затруднения, которые они испытывают в профессиональной деятельности, связаны с подготовкой и проведением учебных занятий. В этой связи предлагаем мо­лодым специалистам ориентироваться на требования, которые предъявляются к современному учебному занятию как одной из основных форм организации образовательного процесса.

Современные учебные занятия - это ограниченный во вре­мени период каждодневного взаимодействия учителя и уча­щегося, наполненный напряженным умственным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Учебное занятие необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На нем ре­шаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Каждое учебное занятие должно иметь четко поставлен­ную цель, достижение которой требует решения основных его задач. Цель и задачи учебного занятия должны форму­лироваться лаконично и конкретно.

Цель - это прогнозируемый результат деятельности; предметная проекция будущего.

В педагогическом менеджменте (и методика этого не от­рицает) существует ряд требований, которым должны соответ­ствовать цель и задачи любого вида педагогической деятельно­сти, в том числе подготовки и проведения учебного занятия.

Цель любого вида деятельности должна отражать следу­ющие основные положения:

-       конкретизировать требуемый конечный результат и заданный: срок его достижения;

-       определять максимальную величину допустимых за­трат сил, средств, времени и энергии;

-       давать, где это возможно, количественную характе­ристику требуемого результата работы, необходимую для подтверждения факта достижения цели;

-       определять, что и когда должно быть сделано, не уточ­няя, как и почему;

-       отвечать непосредственно целевому назначению и функциональным обязанностям данного исполнителя;

-       быть понятной для исполнителей;

-       быть реальной и достижимой, но не легкой;

-       обеспечивать большую отдачу от затрат времени и ре­сурсов по сравнению с другими возможными целями;

-       быть реализуемой в пределах запланированного бюд­жета времени;

-       исключать или делать минимальной возможность двойной ответственности за результат совместных работ;

-       быть согласованной с исполнителями, совпадать с их интересами и не вызывать конфликтов между ними;

-       фиксировать ее достижение.

Цель учебного занятия - это реально достижимый, но не­простой итог совместной деятельности учителя и учащихся; степень обученности, на которую учитель планирует вывести большинство учащихся в ходе учебного занятия (чему плани­рует научить: определять, вычислять, измерять, анализиро­вать, находить, делать выводы, решать, изготовлять и т.п.).

Цель учебного занятия, как правило, одна. И, как прави­ло, выражается она именем существительным и формулиру­ется лаконично и конкретно.

Однако не всегда цель учебного занятия может быть сфор­мулирована только с помощью имени существительного. Иногда она выражается неопределенной формой глагола не­совершенного вида (что делать?). Такая цель называется «глобальной» и представляет некий идеал, ориентиры деятель­ности в целом, процесс, продолжительный во времени (напри­мер, воспитывать сознательного гражданина своей страны).

Триединая цель учебного занятия - это сложная состав­ная цель, вбирающая в себя три аспекта: обучающий, воспи­тывающий и развивающий.

Цель обучения предполагает формирование у учащих­ся новых понятий и способов действий, системы научных знаний, предметных компетенций. Она должна формулиро­ваться максимально конкретно.

Например: обеспечить усво­ение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей; обобщить и систематизировать знания о ...; создать условия для развития навыков (каких?); устранить пробелы в знани­ях по вопросам (каким?); обеспечить усвоения учащимися понятий (каких?) и т.д.

Цель воспитания ориентирует на формирование у уча­щихся определенных свойств личности, черт характера, со­циально-личностных компетенций. Она охватывает значи­тельные временные рамки. Ее предлагается формулировать следующим образом: «Создать (или обеспечить) условия для ...»; «Способствовать средствами преподаваемого учеб­ного предмета формированию таких качеств личности, как...»; «Содействовать формированию...».

Цель развития направлена на развитие психических свойств и качеств личности, необходимых для деятельно­сти (мышление, память, внимание, познавательные умения, самостоятельность и т.д.). Формулировку такой цели жела­тельно начинать со слов «Создать (или обеспечить) условия для развития...».

Развитие мышления включает развитие: аналити­ческого мышления (формирование умения выделять су­щественные признаки и свойства); синтезирующего мышления (развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого ма­териала); аналитико-синтезирующего мышления (развитие умений классифицировать факты, делать обобща­ющие выводы); абстрактного мышления (развитие уме­ний выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, применять знания на практике) и др.

Развитие познавательных качеств личности направлено на формирование умения выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты, а также умения частично-поисковой познавательной деятельности.

Развитие общетрудовых и политехнических качеств ориентирует учащихся на творческий подход к решению са­мых разнообразных задач.

Развитие операционно-контрольных качеств - на уме­ние пользоваться приборами и инструментами; планиро­вать, оценивать результаты выполненных действий, регули­ровать и контролировать свои действия.

Развитие навыков учебного труда - на умение рабо­тать в должном темпе: читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

Развитие приемов наблюдения - на умение определять цель наблюдения, его последовательность, состав наблюдае­мых объектов.

Развитие воли и самостоятельности направлено на вос­питание инициативы, уверенности в своих силах, настойчи­вости, формирование умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; умения владеть собой и дей­ствовать самостоятельно.

Таким образом, цель учебного занятия - это заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут совместными действиями учителя и учащихся к концу конкретного учебного занятия либо ряда занятий.

Задачи учебного занятия - это конкретные шаги, кото­рые совместно делают учитель с учащимися по достижению цели; это те действия, которые можно детально прописать, выполнение которых может быть четко привязано к срокам и целиком зависеть от человека.

Формулируются задачи чаще всего глаголами совершен­ного вида (что сделать?): в них изначально заложена закон­ченность действия, которое должно быть достигнуто.

Сформулировать задачу - значит указать тот конкрет­ный результат, который предполагается получить при ре­ализации того или иного направления действий на данном этапе. Они формулируются таким образом, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели: организацией взаимодействия; усвоением знаний, формированием или развитием умений, навыков, компетенций; развитием способностей, опыта творческой деятельности, коммуникативной культуры и др.

Хорошее учебное занятие отличает плановость и чет­кость построения.

Качество учебного занятия во многом зависит от органи­зации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овла­дение учебным материалом, что достигается посредством со­вместного определения учителем и учащимися цели и плана учебного занятия.

Каждое учебное занятие должно быть направлено на формирование у учащихся умения учиться. Их необходи­мо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; перерабатывать новую информацию с записью основных по­ложений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчи­ванием схем, таблиц, диаграмм; использовать полученные знания и приводить в систему имеющиеся; создавать на ос­новании знаний, умений, навыков новое, необычное - тво­рить, изобретать, исследовать.

Каждое учебное занятие должно быть шагом в лич­ностном развитии учащихся, рождать у них ощущение не­обходимости усвоения того или иного учебного материала. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся. Учебное за­нятие должно убеждать их в ограниченности знаний отдель­ного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель, являться пищей для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.

Каждое учебное занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворен­ности, радости, пробуждать в нем новые силы.

Так как время учебного занятия ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленно­стью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психо­логической готовности учащихся, оборудованием учебного занятия, доведением до конца его замысла.

Завершенность - одно из требований к хорошему учебно­му занятию.

Учебное занятие - это целостная, логически закончен­ная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы образовательного процесса: содер­жание, средства, методы, организационные моменты. От их продуманности, взаимосвязи и рационального использова­ния зависит результат.

Современное учебное занятие представляет собой слож­нейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множе­ство различных требований.

Как известно, система учебных занятий по любому учеб­ному предмету имеет циклический характер, обладая пери­одичностью в дидактическом смысле. Обычно цикл связан с крупной смысловой единицей учебного материала - темой - и имеет следующие дидактические части: изучение нового материала; закрепление материала; повторение изученно­го; контроль знаний; применение знаний к решению задач; формирование практических умений и навыков, личностно­-социальных компетенций.

В соответствии с этим тематический цикл учебных заня­тий содержит различные их виды: учебные занятия изуче­ния нового материала; комбинированные учебные занятия, учебные занятия применения знаний, формирования прак­тических умений и навыков; учебные занятия повторения; учебные занятия контроля.

В системе учебных занятий по учебному предмету могут быть некоторые специфические занятия в силу особенностей данного учебного предмета как области науки или практики.

К каждому виду учебного занятия предъявляются опре­деленные требования. Но существуют и общие критерии, ко­торым должно удовлетворять современное учебное занятие.

КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Результативность.

Оценка качества и результативности даже одного учебного занятия является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В продуктивном педагогическом опыте учителей прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного учебного занятия:

создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

объем и прочность познавательной информации, полученной учащимися;

формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;

вклад в формирование личностных качеств учащихся в первую очередь самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;

формирование и поддержание мотивации достижения успеха каждым учащимся с учетом его возможностей и способностей;

высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

Результативность учебного занятия достигается эконом­ным и целесообразным расходованием времени, примене­нием разнообразного арсенала педагогического инструмен­тария (методик, технологий, методов, средств, способов, приемов обучения). Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, его авторитет и преданность делу.

2.                 Структурированность учебного занятия.

В современных условиях, когда объем научной информа­ции огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится определение структуры учебного занятия, нахождение оптимального (в первую оче­редь с точки зрения затрат времени) варианта работы с учеб­ным материалом, выбора методов обучения, эффективность их использования на каждом этапе.

Рациональную структуру учебного занятия обеспечивают:

-       комплексное планирование задач обучения, воспита­ния и развития;

-       выделение в содержании учебного занятия и конкрет­ной темы главного, существенного;

-       определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения но­вого, закрепления, домашнего задания;

-       выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

-       реализация в образовательном процессе принципов дифференциации! и индивидуализации;

-       создание необходимых учебно-материальных усло­вий обучения.

Большая часть времени (20-30 минут) должна быть по­священа изучению нового материала (учиться на самом учеб­ном занятии). Чтобы данный материал был прочно усвоен учащимися, надо определить его в зону ближайшего раз­вития, привязать к изученному, знакомому, которое актуализируется перед началом работы над новой темой. Отсюда название первой части - актуализация опорных знаний, уме­ний и навыков, а не узкое - «опрос». Контрольная же функ­ция на учебном занятии не самоцель, не средство корректи­ровки содержания учебного предмета, а постоянная обратная связь в системе «учащийся - учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний в практической деятельности: решение задач, выполнение упражнений, проведение опытов и др. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему, самым коротким путем ве­дущую учащихся: к достижению цели широко используемого учителями комбинированного учебного занятия.

3.     Активизация познавательной деятельности уча­щихся.

Эффективное усвоение знаний предполагает такую орга­низацию познавательной деятельности, при которой учеб­ный материал становится предметом активных мыслитель­ных и практических действий каждого учащегося. Важную роль в этом играет интерес. Задача учителя - создать такую атмосферу в классе для работы, чтобы принимать в ней уча­стие изъявил желание каждый учащийся. Неоценимую по­мощь в этом окажет молодому специалисту использование интерактивных форм и методов взаимодействия. В системе «учитель - класс - учащийся» включается обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов; идет активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Каж­дый учащийся говорит, слушает и слышит, учится и учит, подчиняется и руководит.

4.      Дидактическая структурированность учебного материала.

Наиболее действенным способом активизации мышления учащихся является такое построение учебного занятия, в ос­нове которого лежит проблемная ситуация - возникновение в сознании вопроса и потребности получить ответ на него.

Обучение с помощью проблемной ситуации можно пред­ставить поэтапно:

Название этапа

Суть этапа

Прием учебной ра­боты

1.Осознание проблемы, вскрытие противоречия

Обнаружение скры­того противоречия в проблемном вопросе

Установление при­чинно-следственных связей, нахождение разрыва в связях

2.Формулиро­вание гипотезы

Обозначение с по­мощью гипотезы основного направле­ния поиска ответа

Выдвижение гипоте­зы

3.Доказа­тельство гипотезы

Доказательство или опровержение пред­положения, выска­занного в гипотезе

Установление при­чинно-следственных связей

4. Общий вывод

Обогащение ранее сформированных причинно-следст­венных связей но­вым содержанием

В создании проблемных ситуаций определяющую роль играет учитель. Естественно, его помощниками могут быть пособия, задачники, дидактические материалы с перечнями проблем-заданий, но проблемная ситуация: - это особое пси­хологическое состояние учащегося, для создания которого необходим учет целого ряда факторов индивидуально-лич­ностного характера. Учитель, умеющий учитывать эти фак­торы, создавать проблемные ситуации в сознании учащих­ся, наиболее успешно развивает их творческие способности.

5.     Самостоятельность и творчество учащихся в обра­зовательном процессе.

Увеличение роли самостоятельной работы учащихся в образовательном процессе подразумевает решение, как минимум, трех взаимосвязанных задач: создать такие педа­гогические условия, при которых учащиеся с осознанным интересом будут заниматься самостоятельной работой; на­учить их рациональным приемам такой работы; научить са­мостоятельному применению полученных знаний в учебной и практической деятельности.

Успешное решение этих задач возможно лишь на осно­ве тщательно продуманной системы, в которой будут четко определены задачи и место в образовательном процессе каж­дого вида самостоятельной работы; использование адекват­ных ей методов, приемов и средств.

В образовательном процессе применяются следующие виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебной и справочной литературой; подготовка реферата по определенной теме, презентации; работа с дидактическим материалом; решение проблемной ситуации; подготовка материалов для тематического портфолио; продумывание заданий для групповой работы одноклассников; выполнение лабораторной работы; разработка проектов; моделирование учебных ситуаций и др.

6.     Практико-ориентированность.

Любое современное учебное занятие должно помочь учащемуся ответить на ряд вопросов; зачем? Для чего? Почему? Данные вопросы помогут, с одной стороны, молодому учителю сориентироваться в практической направленности учебного материала, а, с другой стороны, учащемуся определить его ценность и значимость для освоения и усвоения тех или иных концепций, моделей, положений, закономерностей, точек зрения.

7.     Рациональное использование имеющегося в учреждении образования учебно-методического комплекса.

Современное учебное занятие – это взаимодействие учителей и учащихся с комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, методических материалов, составляющих единую дидактическую систему. Наилучшие условия для этого предоставляются предметным учебным кабинетом, который включает в себя, как правило, три основных компонента: учебное оборудование, методическое оснащение и средства управления.

В учебном кабинете сосредотачиваются учебное оборудование и приборы, пособия, справочные материалы, которые составляют внутреннее его содержание. Чтобы они были приведены в действие и влияли на качество проводимых учебных занятий, необходим целый комплекс приспособлений и устройств, начиная от оборудованных рабочих мест учителя и учащихся до электронных средств обучения. Все это называется средствами управления образовательным процессом, которыми необходимо владеть современному учителю.

КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1.    Организационный – организация класса в течение всего учебного занятия, готовность учащихся к учебному занятию, порядок и дисциплина.

2.    Целевой – определение целей учения как на все учебное занятие по данной теме, так и на отдельные его этапы.

3.    Мотивационный – определение значимости для учащихся (самими учащимися) изучаемого материала как по данной теме, так и по всему содержанию учебного предмета.

4.    Коммуникативный – организация общения учителя с классом, учащихся между собой.

5.    Содержательный – осуществление подбора материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы.

6.    Технологический – определение форм, технологий, методов обучения, оптимальных для данного типа учебного занятия, темы, класса.

7.    Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности учащегося на учебном занятии для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8.    Аналитический – подведение итогов учебного занятия, анализ и самоанализ деятельности учащихся на учебном занятии (отдельных этапах), анализ результатов собственной деятельности учителя по организации и проведению учебного занятия.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.