СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ
«Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты,
вращаются все другие формы учебных занятий»
Н.М. Верзилин
Как свидетельствует практический опыт работы молодых учителей, основные затруднения, которые они испытывают в профессиональной деятельности, связаны с подготовкой и проведением учебных занятий. В этой связи предлагаем молодым специалистам ориентироваться на требования, которые предъявляются к современному учебному занятию как одной из основных форм организации образовательного процесса.
Современные учебные занятия - это ограниченный во времени период каждодневного взаимодействия учителя и учащегося, наполненный напряженным умственным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.
Учебное занятие необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На нем решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Каждое учебное занятие должно иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных его задач. Цель и задачи учебного занятия должны формулироваться лаконично и конкретно.
Цель - это прогнозируемый результат деятельности; предметная проекция будущего.
В педагогическом менеджменте (и методика этого не отрицает) существует ряд требований, которым должны соответствовать цель и задачи любого вида педагогической деятельности, в том числе подготовки и проведения учебного занятия.
Цель любого вида деятельности должна отражать следующие основные положения:
- конкретизировать требуемый конечный результат и заданный: срок его достижения;
- определять максимальную величину допустимых затрат сил, средств, времени и энергии;
- давать, где это возможно, количественную характеристику требуемого результата работы, необходимую для подтверждения факта достижения цели;
- определять, что и когда должно быть сделано, не уточняя, как и почему;
- отвечать непосредственно целевому назначению и функциональным обязанностям данного исполнителя;
- быть понятной для исполнителей;
- быть реальной и достижимой, но не легкой;
- обеспечивать большую отдачу от затрат времени и ресурсов по сравнению с другими возможными целями;
- быть реализуемой в пределах запланированного бюджета времени;
- исключать или делать минимальной возможность двойной ответственности за результат совместных работ;
- быть согласованной с исполнителями, совпадать с их интересами и не вызывать конфликтов между ними;
- фиксировать ее достижение.
Цель учебного занятия - это реально достижимый, но непростой итог совместной деятельности учителя и учащихся; степень обученности, на которую учитель планирует вывести большинство учащихся в ходе учебного занятия (чему планирует научить: определять, вычислять, измерять, анализировать, находить, делать выводы, решать, изготовлять и т.п.).
Цель учебного занятия, как правило, одна. И, как правило, выражается она именем существительным и формулируется лаконично и конкретно.
Однако не всегда цель учебного занятия может быть сформулирована только с помощью имени существительного. Иногда она выражается неопределенной формой глагола несовершенного вида (что делать?). Такая цель называется «глобальной» и представляет некий идеал, ориентиры деятельности в целом, процесс, продолжительный во времени (например, воспитывать сознательного гражданина своей страны).
Триединая цель учебного занятия - это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: обучающий, воспитывающий и развивающий.
Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний, предметных компетенций. Она должна формулироваться максимально конкретно.
Например: обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей; обобщить и систематизировать знания о ...; создать условия для развития навыков (каких?); устранить пробелы в знаниях по вопросам (каким?); обеспечить усвоения учащимися понятий (каких?) и т.д.
Цель воспитания ориентирует на формирование у учащихся определенных свойств личности, черт характера, социально-личностных компетенций. Она охватывает значительные временные рамки. Ее предлагается формулировать следующим образом: «Создать (или обеспечить) условия для ...»; «Способствовать средствами преподаваемого учебного предмета формированию таких качеств личности, как...»; «Содействовать формированию...».
Цель развития направлена на развитие психических свойств и качеств личности, необходимых для деятельности (мышление, память, внимание, познавательные умения, самостоятельность и т.д.). Формулировку такой цели желательно начинать со слов «Создать (или обеспечить) условия для развития...».
Развитие мышления включает развитие: аналитического мышления (формирование умения выделять существенные признаки и свойства); синтезирующего мышления (развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала); аналитико-синтезирующего мышления (развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы); абстрактного мышления (развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, применять знания на практике) и др.
Развитие познавательных качеств личности направлено на формирование умения выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты, а также умения частично-поисковой познавательной деятельности.
Развитие общетрудовых и политехнических качеств ориентирует учащихся на творческий подход к решению самых разнообразных задач.
Развитие операционно-контрольных качеств - на умение пользоваться приборами и инструментами; планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.
Развитие навыков учебного труда - на умение работать в должном темпе: читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.
Развитие приемов наблюдения - на умение определять цель наблюдения, его последовательность, состав наблюдаемых объектов.
Развитие воли и самостоятельности направлено на воспитание инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, формирование умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; умения владеть собой и действовать самостоятельно.
Таким образом, цель учебного занятия - это заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут совместными действиями учителя и учащихся к концу конкретного учебного занятия либо ряда занятий.
Задачи учебного занятия - это конкретные шаги, которые совместно делают учитель с учащимися по достижению цели; это те действия, которые можно детально прописать, выполнение которых может быть четко привязано к срокам и целиком зависеть от человека.
Формулируются задачи чаще всего глаголами совершенного вида (что сделать?): в них изначально заложена законченность действия, которое должно быть достигнуто.
Сформулировать задачу - значит указать тот конкретный результат, который предполагается получить при реализации того или иного направления действий на данном этапе. Они формулируются таким образом, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели: организацией взаимодействия; усвоением знаний, формированием или развитием умений, навыков, компетенций; развитием способностей, опыта творческой деятельности, коммуникативной культуры и др.
Хорошее учебное занятие отличает плановость и четкость построения.
Качество учебного занятия во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение учебным материалом, что достигается посредством совместного определения учителем и учащимися цели и плана учебного занятия.
Каждое учебное занятие должно быть направлено на формирование у учащихся умения учиться. Их необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; использовать полученные знания и приводить в систему имеющиеся; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное - творить, изобретать, исследовать.
Каждое учебное занятие должно быть шагом в личностном развитии учащихся, рождать у них ощущение необходимости усвоения того или иного учебного материала. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся. Учебное занятие должно убеждать их в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель, являться пищей для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.
Каждое учебное занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.
Так как время учебного занятия ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности учащихся, оборудованием учебного занятия, доведением до конца его замысла.
Завершенность - одно из требований к хорошему учебному занятию.
Учебное занятие - это целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы образовательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты. От их продуманности, взаимосвязи и рационального использования зависит результат.
Современное учебное занятие представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.
Как известно, система учебных занятий по любому учебному предмету имеет циклический характер, обладая периодичностью в дидактическом смысле. Обычно цикл связан с крупной смысловой единицей учебного материала - темой - и имеет следующие дидактические части: изучение нового материала; закрепление материала; повторение изученного; контроль знаний; применение знаний к решению задач; формирование практических умений и навыков, личностно-социальных компетенций.
В соответствии с этим тематический цикл учебных занятий содержит различные их виды: учебные занятия изучения нового материала; комбинированные учебные занятия, учебные занятия применения знаний, формирования практических умений и навыков; учебные занятия повторения; учебные занятия контроля.
В системе учебных занятий по учебному предмету могут быть некоторые специфические занятия в силу особенностей данного учебного предмета как области науки или практики.
К каждому виду учебного занятия предъявляются определенные требования. Но существуют и общие критерии, которым должно удовлетворять современное учебное занятие.
КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
- Результативность.
Оценка качества и результативности даже одного учебного занятия является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В продуктивном педагогическом опыте учителей прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного учебного занятия:
создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
объем и прочность познавательной информации, полученной учащимися;
формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;
вклад в формирование личностных качеств учащихся в первую очередь самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;
формирование и поддержание мотивации достижения успеха каждым учащимся с учетом его возможностей и способностей;
высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.
Результативность учебного занятия достигается экономным и целесообразным расходованием времени, применением разнообразного арсенала педагогического инструментария (методик, технологий, методов, средств, способов, приемов обучения). Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, его авторитет и преданность делу.
2. Структурированность учебного занятия.
В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится определение структуры учебного занятия, нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) варианта работы с учебным материалом, выбора методов обучения, эффективность их использования на каждом этапе.
Рациональную структуру учебного занятия обеспечивают:
- комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;
- выделение в содержании учебного занятия и конкретной темы главного, существенного;
- определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;
- реализация в образовательном процессе принципов дифференциации! и индивидуализации;
- создание необходимых учебно-материальных условий обучения.
Большая часть времени (20-30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала (учиться на самом учебном занятии). Чтобы данный материал был прочно усвоен учащимися, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к изученному, знакомому, которое актуализируется перед началом работы над новой темой. Отсюда название первой части - актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое - «опрос». Контрольная же функция на учебном занятии не самоцель, не средство корректировки содержания учебного предмета, а постоянная обратная связь в системе «учащийся - учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний в практической деятельности: решение задач, выполнение упражнений, проведение опытов и др. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему, самым коротким путем ведущую учащихся: к достижению цели широко используемого учителями комбинированного учебного занятия.
3. Активизация познавательной деятельности учащихся.
Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося. Важную роль в этом играет интерес. Задача учителя - создать такую атмосферу в классе для работы, чтобы принимать в ней участие изъявил желание каждый учащийся. Неоценимую помощь в этом окажет молодому специалисту использование интерактивных форм и методов взаимодействия. В системе «учитель - класс - учащийся» включается обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов; идет активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Каждый учащийся говорит, слушает и слышит, учится и учит, подчиняется и руководит.
4. Дидактическая структурированность учебного материала.
Наиболее действенным способом активизации мышления учащихся является такое построение учебного занятия, в основе которого лежит проблемная ситуация - возникновение в сознании вопроса и потребности получить ответ на него.
Обучение с помощью проблемной ситуации можно представить поэтапно:
Название этапа |
Суть этапа |
Прием учебной работы |
1.Осознание проблемы, вскрытие противоречия |
Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе |
Установление причинно-следственных связей, нахождение разрыва в связях |
2.Формулирование гипотезы |
Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа |
Выдвижение гипотезы |
3.Доказательство гипотезы |
Доказательство или опровержение предположения, высказанного в гипотезе |
Установление причинно-следственных связей |
4. Общий вывод |
Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием |
В создании проблемных ситуаций определяющую роль играет учитель. Естественно, его помощниками могут быть пособия, задачники, дидактические материалы с перечнями проблем-заданий, но проблемная ситуация: - это особое психологическое состояние учащегося, для создания которого необходим учет целого ряда факторов индивидуально-личностного характера. Учитель, умеющий учитывать эти факторы, создавать проблемные ситуации в сознании учащихся, наиболее успешно развивает их творческие способности.
5. Самостоятельность и творчество учащихся в образовательном процессе.
Увеличение роли самостоятельной работы учащихся в образовательном процессе подразумевает решение, как минимум, трех взаимосвязанных задач: создать такие педагогические условия, при которых учащиеся с осознанным интересом будут заниматься самостоятельной работой; научить их рациональным приемам такой работы; научить самостоятельному применению полученных знаний в учебной и практической деятельности.
Успешное решение этих задач возможно лишь на основе тщательно продуманной системы, в которой будут четко определены задачи и место в образовательном процессе каждого вида самостоятельной работы; использование адекватных ей методов, приемов и средств.
В образовательном процессе применяются следующие виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебной и справочной литературой; подготовка реферата по определенной теме, презентации; работа с дидактическим материалом; решение проблемной ситуации; подготовка материалов для тематического портфолио; продумывание заданий для групповой работы одноклассников; выполнение лабораторной работы; разработка проектов; моделирование учебных ситуаций и др.
6. Практико-ориентированность.
Любое современное учебное занятие должно помочь учащемуся ответить на ряд вопросов; зачем? Для чего? Почему? Данные вопросы помогут, с одной стороны, молодому учителю сориентироваться в практической направленности учебного материала, а, с другой стороны, учащемуся определить его ценность и значимость для освоения и усвоения тех или иных концепций, моделей, положений, закономерностей, точек зрения.
7. Рациональное использование имеющегося в учреждении образования учебно-методического комплекса.
Современное учебное занятие – это взаимодействие учителей и учащихся с комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, методических материалов, составляющих единую дидактическую систему. Наилучшие условия для этого предоставляются предметным учебным кабинетом, который включает в себя, как правило, три основных компонента: учебное оборудование, методическое оснащение и средства управления.
В учебном кабинете сосредотачиваются учебное оборудование и приборы, пособия, справочные материалы, которые составляют внутреннее его содержание. Чтобы они были приведены в действие и влияли на качество проводимых учебных занятий, необходим целый комплекс приспособлений и устройств, начиная от оборудованных рабочих мест учителя и учащихся до электронных средств обучения. Все это называется средствами управления образовательным процессом, которыми необходимо владеть современному учителю.
КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Организационный – организация класса в течение всего учебного занятия, готовность учащихся к учебному занятию, порядок и дисциплина.
2. Целевой – определение целей учения как на все учебное занятие по данной теме, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости для учащихся (самими учащимися) изучаемого материала как по данной теме, так и по всему содержанию учебного предмета.
4. Коммуникативный – организация общения учителя с классом, учащихся между собой.
5. Содержательный – осуществление подбора материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы.
6. Технологический – определение форм, технологий, методов обучения, оптимальных для данного типа учебного занятия, темы, класса.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности учащегося на учебном занятии для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8. Аналитический – подведение итогов учебного занятия, анализ и самоанализ деятельности учащихся на учебном занятии (отдельных этапах), анализ результатов собственной деятельности учителя по организации и проведению учебного занятия.