Кибербезопасность
Наиболее распространенный способ выманивания персональных данных – введение в заблуждение в ходе разговора в мессенджере.
Совершая звонок в мессенджере, злоумышленники представляются работниками банков, сообщают что в настоящий момент осуществляются подозрительные операции по банковской платежной карте или по вкладу. «Для установления личности» предлагают назвать свои данные, в том числе данные карты и личный номер, а также коды из смс-сообщений. В большинстве случаев злоумышленники обращаются по имени, могут также назвать последние 4 цифры банковской карты.
В Новополоцке местная жительница в ходе телефонной беседы с якобы сотрудником банка передала ему секретные сведения о реквизитах карты, своем идентификационном номере паспорта и коды из смс-сообщений от банка для подтверждения операций. В итоге женщина лишилась более 30 тысяч долларов, переведенных с нескольких ее счетов.
Злоумышленники настаивают на проведении отмены операций. Для этого предлагают установить указанную ими известную программу удаленного доступа к устройству. Затем, чтобы проверить баланс счета, просят войти в свой интернет-банкинг. В свою очередь, установленная программа предоставляет злоумышленникам возможность видеть все происходящее на телефоне или компьютере, в том числе введенный пароль для входа в банкинг.
После телефонного общения с якобы сотрудником банка женщина потеряла более 20 тысяч долларов. Мужчина, в ходе разговора в мессенджере представился сотрудником банка и указал, что прямо сейчас с ее карт-счета осуществляется попытка списания денежных средств и для отмены несанкционированной операции необходимо установить на мобильное устройство или компьютер дополнительное программное обеспечение, а также передать коды из смс-сообщений от банка. Установленная женщиной программа предоставила мошеннику удаленный доступ к компьютеру, где с помощью кодов из смс он вошел в интернет-банкинг и перевел все деньги на свой счет.
Злоумышленники также представляются сотрудниками правоохранительных органов. Под предлогом совместного разоблачения недобросовестного сотрудника банка, который используя ваши данные, оформил заявку на кредит от Вашего имени. Убеждают взять еще несколько кредитов и перевести их на «специально созданный защищенный счет», а после окончания «спецоперации» вернуть все деньги. При этом суть этой «спецоперации» необходимо держать в тайне.
Такое преступление случилось в начале 2021 года. Молодая девушка из Витебска, мама двоих детей, после разговора с сотрудницей банка оформила на себя кредиты на потребительские нужды в трех банках города почти на 16 тысяч рублей, а полученные средства перевела мошенникам.
В августе и сентябре в Орше пожилой мужчина и рабочий завода в трёх банках взяли кредит на сумму более чем на 17 и 15 тысяч рублей каждый и, доверяя собеседникам из Viber, исполнили задания – перевели деньги на указанный киберпреступниками счет. Аналогичное преступление случилось в Витебске, рабочая крупного предприятия наличными взяла два кредита в банках на сумму более 9 тысяч рублей и через терминал перевела их на указанные ей злоумышленниками счета. И это только некоторые примеры.
Новым способом мошенники получают реквизиты банковской карты через детей держателей карт, в ходе общения в соцсетях под видом сверстников.
11-летняя девочка в ходе «дружеской» двухнедельной переписки в социальной сети с виртуальной подружкой, по ее просьбе передала собеседнице фотографии платежной карты матери, тем самым сообщив персональные данные. Заполучив данные карты, злоумышленники перевели с нее все имеющиеся средства. В ходе общения с ребенком, можно попросить передать и другие данные, такие как фотографии паспорта или смс-коды, что может повлечь открытие онлайн-кредита.
Получив доступ к аккаунту пользователя в соцсети (методом подбора пароля или вредоносного программного обеспечения), злоумышленник осуществляет рассылку сообщений интернет-друзьям и ждет отклика, убеждает под разными предлогами передать денежные средства или конфиденциальную информацию, например фото банковской карты.
Взломав аккаунт студентки витебского ВУЗа, от ее имени отправили сообщение с просьбой оказать материальную помощь на указанную банковскую карту в связи со скоропостижной смертью ее матери. Или от имени сестры, прислали сообщение с просьбой оплатить кредит, так как в этом месяце много потратила, а деньги вернет после зарплаты.
Или например другое сообщение: «Привет, у тебя есть действующая банковская карточка? Мою заблокировали, а как раз сегодня мне должны перечислить деньги. Можно я дам реквизиты твоей карты, на нее придут деньги, потом отдашь мне. В долгу не останусь!»
Злоумышленники также пользуются методом фишинга, который заключается в том, чтобы подделать страницу платежной системы и получить данные банковской карты владельца. Фишинговый сайт – это страница сайта созданная как точная копия настоящей. Чаще всего подделывают платежные системы и почтовые сервисы (Белпочта, Европочта, СДЭК). Поддельные страницы присылают в мессенджерах продавцам товаров с сайтов объявлений якобы для получения предоплаты за товар, на который оформлена доставка. В таком случае фишинговые страницы содержат сведения о продаваемом товаре и абсолютно повторяют фирменный стиль и сервисы сайта, в том числе и онлайн-консультанта. Злоумышленники убеждают продавца товара ввести данные банковской карты, включая имя владельца, полный номер, срок действия и трехзначный код с обратной стороны карты. Данные, которые заполучает создатель страницы, дают ему возможность перевести все деньги с карты владельца. Отличием фишингового сайта является то, что ссылка на него направляется лично в мессенджере, а интернет-адрес в названии похож на настоящий, но имеет незаметное отличие в одной букве или цифре.
Примеры фишинговых страниц: belpochta.by, bellpost.by, belpocht.by, belpost.be, europocha.be, kufar.cc, bel-bank.online.by.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ОТ КИБЕРПРЕСТУПНИКОВ
• Никому ни под каким предлогом не передавать номер банковской карты, срок действия, трехзначный секретный код на обороте, логины и пароли доступа к банкингу, смс-коды от банка.
• Подключить услугу «3D Secure» и установить лимиты на суммы онлайн-операций (нужно подключить в настройках банкинга или в банке).
• Не устанавливать программы и не переводить деньги по указанию, полученному по телефону даже от работников банка или милиции.
• При поступлении звонка в мессенджере от работника банка, закончить разговор и перезвонить в банк самостоятельно.
• При онлайн-оплате, в том числе услуг такси, проверять адрес сайта и использовать отдельную карту (виртуальную), хранить на ней небольшие суммы.
Актуальная информация о совершаемых киберпреступлениях доступна в Телеграм-канале «Цифровая грамотность»: https://t.me/cifgram
Управление по противодействию киберпреступности
УВД Витебского облисполкома
Развитие общества не стоит на месте. Компьютерные технологии и Интернет стремительно проникают во все сферы жизнедеятельности человека. Появляются новые виды преступлений. В настоящее время хищение денежных средств с банковских счетов является актуальной проблемой.
Ежедневно около 4-х человек в области становятся потерпевшими от действий киберпреступников. Средний ущерб, причиненный киберпреступлениями, составляет более тысячи рублей. Больше половины потерпевших - женщины. Большинство - со средним специальным и высшим образованием, в возрасте до 40 лет.
Чтобы не стать жертвой киберпреступников, необходимо понимать какие схемы они используют и как уберечь себя от последствий. Вот самые распространенные схемы обмана.
ВИШИНГ
Мошенники звонят в мессенджере или по мобильной связи, выдают себя за сотрудника банка. Под предлогом отмены какой- либо операции с деньгами или возврата случайно списанной суммы, выманивают у вас секретные данные: номер, срок действия и трехзначный код на обороте платежной карты. Используя эти сведения, переводят деньги себе на счет.
Или предлагают установить программу якобы для отмены таких операций и назвать код ее регистрации. На самом деле эта программа для удаленного доступа к вашему устройству. Она позволяет злоумышленникам войти в ваш мобильный банкинг и похитить деньги с вашего счета или даже оформить на вас онлайн-кредит.
Иногда к разговору подключаются сообщники, которые представляются сотрудниками милиции или следственных органов, и просят помочь разоблачить мошенника в банке. Для этого необходимо оформить в нескольких банках кредиты и полученные деньги временно перевести на якобы «специальный защищенный счет». При этом мошенники постоянно удерживают свою жертву «на крючке» - не дают закончить разговор, чтобы одуматься, позвонить или поговорить с родными, а также слышать, что происходит вокруг и постоянно держать человека в страхе и напряжении.
Чтобы не стать жертвой киберпреступников, в случае поступления звонка из банка, следует закончить разговор и самостоятельно перезвонить в банк по номеру на обороте платежной карты и уточнить все ли в порядке с вашим счетом.
ФИШИНГ
Еще один способ, когда мошенники завладевают персональными данными и совершают хищение денежных средств.
Мошенники точно копируют настоящий и создают фишинговый сайт. Чаще всего подделывают почтовые сервисы (КУФАР, Белпочта, Европочта, СДЭК), но иногда и платежные системы банков
(ОАО «Беларусбанк», ОАО «БелАгроПромБанк»), сервисов оплаты (билетов театра, аренды кальянной). Интернет-адрес в названии похож на настоящий, но имеет отличие в названии или домене. Далее письма, содержащие фишинговую ссылку, рассылаются потенциальным потерпевшим.
Ссылки на поддельные страницы часто присылают в мессенджерах продавцам товаров с сайтов объявлений якобы для получения аванса за продаваемый товар или оформления доставки курьером. Фишинговые страницы содержат сведения о товаре, повторяют фирменный стиль и сервисьГ сайта, а также используют возможность онлайн-консультанта.
Злоумышленник стремится получить все данные карты, в том числе трехзначный код с обратной стороны, а также смс-коды от банка или даже логины и пароли для входа в Интернет-банкинг. Эти данные позволяют ему перевести все деньги с карты владельца, а в случае передачи идентификационного (личного) номера паспорта - оформить онлайн- кредит.
Примеры фишинговых страниц: belpochta.form-by, bellpost. by-card, belpost.be, europocha.be, kufar.cc, bel-bank.online-by и подобные.
Чтобы не стать жертвой киберпреступников, не вводите данные карты на интернет-страницах, открытых по ссылкам из сообщений и даже из поисковых систем. Перед совершением действий со счетом, зайдите на официальный сайт банка, уже с него перейдите в свой личный кабинет или пользуйтесь мобильным приложением банка или торговой площадки.
Помните, что для получения оплаты никогда не требуется вводить трехзначный код с оборотной стороны карты.
В интернет-адресе белорусских организаций после последней точки преимущественно должен быть домен BY, а за ним наклонная черта *** BY/**
СОЦСЕТИ
Злоумышленник, подобрав пароль к аккаунту пользователя соцсети, получает доступ ко всей информации, которая там содержится. Чаще всего он осуществляет рассылку сообщений интернет-друзьям и ждет отклика, убеждает под разными предлогами перевести денежные средства или передать конфиденциальную информацию, например, личные фотографии или данные банковской карты.
Устанавливайте сложные пароли, используйте цифры и буквы разного регистра.
Активируйте двухфакторную аутентификацию - при входе в ваш аккаунт, будет запрошен код из смс, которая поступит вам на телефон.
Если вам пришло письмо от вашего друга с просьбой одолжить деньги, убедитесь, что это именно он прислал сообщение и нуждается в вашей помощи.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
ОТ КИБЕРПРЕСТУПНИКОВ
• Никому не доверять по телефону и ни под каким предлогом не передавать номер банковской карты, срок действия, трехзначный секретный код на обороте логины и пароли доступа к банкингу, смс-коды от банка.
• Подключить услугу «3D Secure» (обязательное подтверждение операций в сети Интернет смс-кодами от банка) и никому не передавать коды (не вводить на страницах).
• При поступлении звонка от работника банка или сотрудника милиции, закончить разговор и самостоятельно перезвонить в банк или милицию. Не устанавливать программы по указанию незнакомых лиц.
• Не переводить деньги по указанию, полуденному по телефону даже от работников банка или милиции.
• Установить в Вайбер защиту от нежелательных звонков. При поступлении звонка от абонента, не внесенного в телефонную книгу, вы увидите пропущенный звонок и, если нужно, сможете сами перезвонить. (Viber -> Еще Настройки -» Вызовы и сообщения Защита от лишних звонков).
• Настроить ограничения по своей банковской карте: выставить запреты на проведение операций в Интернете, установить максимальные суммы расходов в день (неделю, месяц).
• Не вводить данные своей карты на страницах, открытых по ссылкам. В адресе сайта белорусских организаций преимущественно после имени сайта должен быть короткий домен (BY), а после него наклонная
черта (***.Ьу/***).
• Тщательно проверять адрес сайта на наличие опечаток — это может быть копия официального ресурса, специально созданного для введения в заблуждение.
Актуальная информация о совершаемых киберпрестунлениях доступна в Telegram-канале «Цифровая грамотность»: t.me/cifgram