На основании постановления Совета Министров Республики Беларусь № 870 от 15 декабря 2022 года в прошлом учебном году в 23 учреждениях образования страны проводился пилотный проект по реорганизации школьного питания. Пилотный проект Министерство образования запустило 19 декабря 2022 года. В него первоначально включили 15 городских школ и гимназий, а также шесть школ в сельских населенных пунктах, затем география расширилась.
Эксперимент продлился до конца учебного года. За это время были опробованы новые технологии приготовления пищи. Изменились и некоторые принципы организации школьных обедов.
Суть новых подходов была в том, что первый прием пищи школьники получали позже – примерно через 3,5 часа после начала занятий. А меню в столовой усовершенствовали с учетом вкусовых предпочтений детей.
Межведомственная комиссия, созданная из профильных структур вместе с облисполкомами, провела опрос детей, педагогов и родителей.
В результате эксперимента ученики стали значительно реже оставлять еду на тарелках, а новые блюда в меню понравились школьникам.
Новые принципы школьного питания решено ввести по всех учебных заведениях страны. Работа будет идти поэтапно, так как школам необходимо дооснащение, чтобы в полной мере соблюдать обновленные технологические карты, а также важна подготовка персонала.
Раньше было отмечено, что в этой связи необходимо организовать дополнительные курсы. В Минске есть колледжи, которые готовят специалистов, также для этого можно привлечь и комбинаты школьного питания.
«Часть школ перейдет к новым подходам с 1 сентября текущего года. Второй этап запланирован с 1 января 2024 года, третий – с 1 сентября 2024-го».
Каждый регион определяет свой график перехода к новым подходам в школьном питании в зависимости от готовности конкретных школ.
Также в нескольких школах Минска реализовывался пилотный проект «Здоровый буфет», где ассортиментный перечень, разработанный совместно с белорусскими учеными, был существенно расширен за счет полезных отечественных продуктов.
Этот проект планируется распространить и на другие учебные заведения.
Новые подходы к организации питания учащихся внедрят по всей стране в три этапа.
Были апробированы новые технологии приготовления пищи, а также подходы к предоставлению завтраков и обедов. Сейчас начинается внедрение положительно зарекомендовавших себя наработок.
Определено четыре основополагающих подхода к работе школьных столовых и взаимодействию с учениками их родителями.
— Первое — внедрение с 1 сентября новых блюд и изделий во всех школах с учетом имеющейся материально-технической базы столовых. Министерством образования подготовлен информационный сборник технологических карт, разработанных с оглядкой на выявленные в ходе проведенного ранее эксперимента вкусовые предпочтения учащихся. Там около 400 блюд. Второй подход заключается в разработке примерных двухнедельных рационов питания на основании предоставленных Минздравом норм. Кроме того, перейдет на новый уровень взаимодействие с учащимися и их родителями. Речь о формировании культуры здорового питания с помощью актуализированных обучающих программ, дегустаций, мастер-классов по приготовлению таких блюд, в том числе в рамках родительских собраний. Предусмотрены различные мероприятия воспитательного характера. Наконец, проводится работа по повышению профессиональной компетентности работников школьных столовых. Организованы курсы повышения квалификации поваров и их переподготовки.
Юным любителям фастфуда не стоит обольщаться насчет обновленного меню: туда будут включены только проверенные с точки зрения безопасности и качества питания позиции.
— Когда в школах проходил пилотный проект, в прессе много говорилось о том, что учащиеся будут питаться фастфудом. — Это не так. Если поначалу в примерных рационах присутствовали, например, гамбургеры или чизбургеры, то с нового учебного года все это будет исключено. Даже если появится что-то похожее, то название будет другое — скажем, горячий слоеный бутерброд. Одним из направлений работы в школах должно быть воспитание у детей и родителей принципов здорового питания.
По убеждению представителя РЦГЭиОЗ, чтобы школьное питание не приедалось, меню нужно регулярно менять, исключая из него игнорируемые учащимися блюда.